Невменная нотация
Не́вменная нота́ция (лат. neuma, от др.-греч. νεῦμα; первоначально — знак головой кивок или глазами) — тип вокальной нотации, в которой основным элементом нотной графики служит невма.
В отличие от ноты в классической 5-линейной тактовой нотации невма не указывает точной высоты и протяжённости звука. Она предназначена для того, чтобы напомнить певчему об уже известной ему (ранее разученной) мелодии.
Невмы тесно связаны с распеваемым (преимущественно молитвословным) текстом. Невменная нотация применялась в Средние века (приблизительно в IX—XV веках) для записи богослужебных песнопений (главным образом, одноголосных) в христианских церквах Запада и Востока (в Византии, Руси и других странах). Древнерусская невменная нотация, применявшаяся для записи знаменного распева, получила название крюковой (графема типа невмы получила оригинальное название «крюк»).
В странах западной Европы невменная нотация не была стабильной и унифицированной системой. Она рассматривается как конгломерат различных локальных традиций, так называемых невменных школ. Единства мнений о количестве, специфике и взаимовлиянии невменных школ среди учёных XX века не сложилось.
Один из наиболее известных центров исследований нотированных рукописей церковной монодии католиков (т.наз. cantus planus) - бенедиктинское Солемское аббатство во Франции, издавшее серию книг «Музыкальная палеография» (фр. Paléographie musicale). В нее вошли факсимильно воспроизведённых старинных рукописей, (выборочные) транскрипции cantus planus в классическую пятилинейную нотацию, а также статьи по литургике и нотации cantus planus, научные комментарии.